Инклюзивное образование

Основные понятия.

 

  1. Инклюзивное образование  – обеспечение равного доступа к образованию для  всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.   (ст. 2 Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
  2. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (далее – обучающийся ОВЗ).  (ст. 2 Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
  3. Психолого — медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

 Центральная ПМПК создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.

 Территориальная ПМПК создается органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта РФ. (Приказ МОиН РФ от 20.09.2013. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

  1. Психолого-медико-педагогический консилиум является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. (Письмо МОРФ от 27.03.2000 № 27/901-6  «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ.  Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ОВЗ: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями  опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. (Приказ МОиН РФ от 19.12.2014. № 1598 «Об утверждении Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Приказ МОиН РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»).
  4. Ребенок-инвалид – лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное  заболеваниями,  последствиями  травм или дефектами, приводящее к   ограничению жизнедеятельности и вызывающее  необходимость  социальной защиты. (ст. 2 Федеральный  закон от  24.11.95  № 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации»).
  5. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. (ст. 2 Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Перечень нормативно-правовых документов (Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования — приказы, инструктивные письма Министерства образования и науки РФ, субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования) 

Положение об организации обучения на дому

Порядок обращения родителей (законных представителей) в Городскую (территориальную) психолого-медико-педагогическую  комиссию города Омска (Порядок обращения на ГПМПК)

Перечень документов, предоставляемых родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья в БОУ:

— копия заключения психолого-медико-педагогической комиссии о результатах обследования ребенка;

— заявление на имя директора об обучение ребенка по адаптированной основной общеобразовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

— заявление или согласие в письменной форме родителя (законного представителя)  на оказание  ребенку психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в БОУ.

По желанию родители (законные представители)  предоставляют справку ФКУ «Главное бюро  медико-социальной экспертизы по Омской области», индивидуальную программу реабилитации  или  абилитации ребенка-инвалида (при наличии данного статуса у ребенка).

Информация об имеющихся в БОУ условиях для организации инклюзивного образования:

  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • спецмедгруппа по физической культуре;
  • обучение на дому.